Почему важно читать вслух при дислексии?
Слушая, как ему читают, ребёнок знакомится с письменным языком – он отличается от повседневной речи, возникающий здесь и сейчас. 
Развитие не является нематериальной вещью – в мозгу формируются новые структуры, которые будут трамплина для более сложных задач. Ребёнку, только изучающему грамоту, важно самому произносить прочитанное вслух, чтобы цепочка между новым видом информации и уже знакомым выстраивалась последовательно. Постепенно это входит в привычку и необходимость дублировать буквы звуками пропадает.

С дислексиком не так. 
Почему важно читать вслух при дислексии?
Существует несколько разновидностей нарушения, но суть в том, что не развиваются элементы нервной системы, которые позволят человеку уверенно соотносить написанные буквы с единицами звучащей речи (именно в таком виде маленький ребёнок усваивает язык).

Дислексик видит картинку, которую не удаётся разложить на структурные элементы. Их невозможно линейно, последовательно прочитать один за другим. Узнавание слов во многом основано на угадывании. Люди с дислексией рассказывают, что визуальные характеристики текста или слова могут постоянно меняться: например, элементы скачут с места на место. Найти ориентиры в таком изображении проблематично.

Поэтому сеансы чтения происходят во многом "с чистого листа". Неудивительно, что более нейротипичные малыши быстро начинают обгонять даже взрослых дислексиков – они накапливают опыт определённого типа и, образно выражаясь, ходят одним и тем же маршрутом, в то время как дислексик вынужден искать ориентиры почти с нуля. При этом они могут быть абсолютно сохранны интеллектуально, зачастую талантливы в различных областях – просто не могут считать информацию с самого распространенного носителя.
Спасёт ли чтение вслух?
Если у человека есть объективные нарушения и мозг работает по-своему – то нет. Встречается мнение, будто корень проблемы лежит в нехватке практики и можно «выбить клин клином» – постоянной работой над навыком. Так выстраивали коррекцию многие родители, педагоги и даже врачи, у чьих подопечных из-за дислексии были проблемы с успеваемостью. Мнение это устарело и не соответствует действительности.

Чтение в случае дислексии – не навык, который можно механически нарабатывать. Тренировки не заставят организм принципиально измениться. Пытаться «натаскать» его на чтение – всё равно что натаскивать дальтоника на различение цвета, которого он не видит.

Просто заставляя ребёнка читать, взрослые лишь увеличат нагрузку, причём возрастёт не только её количество, но и качество. Стыд за свою проблемность, волнение, раздражение взрослых в ответ на повторяющиеся ошибки – колоссальный стресс. Сосредоточиться в такой ситуации сложнее, результат искажается в худшую сторону, негативных ассоциаций с чтением становится больше.
Спасёт ли чтение вслух?
Это не означает, что корректировать проблемы, связанные с чтением, нельзя или не нужно. Просто методика должна быть выстроена более тонко и индивидуально. Специалисту необходима хорошая подготовка в достаточно узкой области, чёткое понимание нейрологической природы дислексии, специфики её разновидностей. Понадобится определить этап обработки информации, на котором мозг сталкивается с препятствием.
Отталкиваясь от этого, подобрать приёмы, которые помогут скомпенсировать особенности организма таким образом, чтобы ущерб от них был минимальным.

Поэтому, обнаружив у себя или у детей систематические проблемы, не стоит объяснять их ленью или неусидчивостью. Своевременная диагностика детской дислексии позволит эффективно выстраивать учебный процесс и формировать адекватные требования. Взрослый, пришедший на диагностику, получит объяснение своего опыта и возможность упростить свою жизнь.
Итог :
Сказанное не означает и того, что дислексику нужно отказаться от чтения вслух.
Нет смысла фокусироваться на скорости, технической чистоте чтения с листа. Развитие речи включает и другие аспекты. На знакомых текстах можно оттачивать дикцию, устную выразительность.

Поскольку написанное не воспринимается, основным источником информации является слуховая память. Проговаривая прочитанное, человек (в том числе взрослый) может облегчить себе запоминание плана или инструкции, обогатить словарный запас. Кроме того, нейронные связи всё равно формируются и мозг развивается.

Поэтому чтение вслух остаётся важным видом активности, просто его функции не во всем совпадают с привычными и сам процесс протекает немного по-другому.

Мы проводим занятия по коррекции дислексии в Ростове-на-Дону. Успех наших дислексиков быстро заметен! Записаться можно по телефону +7-909-43-34-109.